+7 365 50 41 • 3 • 85

feedburner



Image 05

Нижнегорье

Еженедельное
инф-е издание.



web-камера-Нижнегорский-рынок

WEB камера

Пр-я трансляция:
Центр, рынок.



Посетители

Визиты из стран

Вт

21

фев

2012

Сильные Духом. Нижнегорский район. :: Strong Spirit. Nizhnegorsky area.

Сильные Духом. Нижнегорский район. :: Strong Spirit. Nizhnegorsky area.

 В жизни всегда есть место подвигу. Сила духа — великое качество, обладают которым лишь некоторые, только избранные способны выстоять в минуту горечи и разочарования. Когда живёшь обеспеченно, есть здоровье, работа, с детьми всё хорошо, то, кажется, даже самое страшное лихо нипочём, но стоит непрошеной гостье — беде — ногой открыть дверь и ворваться в дом, вот тогда-то и становится понятно, кто действительно способен противостоять всем превратностям судьбы.


С героем этой статьи мы познакомились  случайно,  вернее, сначала  я  увидела  его  работы, которые не могли не заинтересовать. Большая  картина, изображающая  осень, —  первое, что бросается в глаза в кабинете директора Садовской школы Оксаны Луцык. «Купила у местного  художника,  кажется,  за триста  гривен», —  призналась Оксана Викторовна. Я  часто  бываю  в магазинах, где  продаются  полотна  художников-любителей, но цены «триста гривен» не видела нигде. Наоборот, живопись снова в цене. Картины, написанные на холсте маслом, нынче в моде, их дарят чиновникам, людям состоятельным и стоят они тысячи гривен, а «триста» — это цена за китайскую штамповку  в  сувенирном магазине. Оксана Викторовна показала ещё пару очень интересных работ  этого  автора,  она не  вывешивает их на  всеобщее обозрение,  ведь  однажды  воры  уже украли  несколько  полотен  советских  художников  из  этой школы, которые милиция до сих пор не нашла. Картин Александра Ивановича Чернолихова нет ни в одном музее, зато они занимают почётное место в домах Нижнегорья, а  ещё  у  друзей  художника  в Киеве, Санкт-Петербурге, Сургуте, на Камчатке. Висят на стенах полотна никому неизвестного  крымского мастера,  и  радуют  глаз морскими  пейзажами, натюрмортами, изображениями животных… Сюжет  для  новой работы  чаще  всего  приходит  к А. Чернолихову во сне. Бывает, мой герой подскочит на рассвете и начинает творить, пока образ в памяти свеж. Случается, и известные полотна перерисовывает: «Три богатыря» Васнецова, «Золотая осень» Левитана… Мольберта  у  художника из Косточковки нет, под  него мужчина  приспособил обычный деревянный стул: спинка и два гвоздика на краю сидения служат  опорой  для  холста. Краски и кисти Александру Ивановичу  привозит  старшая  дочь  из Киева,  а  младшая живёт неподалёку,   в  соседней Ивановке,  часто  навещает родителей. А. Чернолихов вырос без отца, тот ушёл на фронт за полтора месяца  до рождения  сына и  больше  не  вернулся. Война навсегда оставила  свой отпечаток на моём герое: когда их деревню  в Воронежской  области подожгли немцы, чтобы спасти сына от  смерти, мать  спрятала его в хранилище для картошки. Огонь,  крики  и  стоны пылающих людей так испугали мальчонку,  что  он  стал  заикаться. Этот недуг ни знахарки, ни врачи исправить не смогли, исчезает  он,  когда Александр Иванович начинает петь. А ещё в свои семьдесят он очень любит готовить,  выписывает журналы  с кулинарными рецептами и  экспериментирует на своей нехитрой  кухне. Вот  одно  из  любимых  блюд косточковского мастера:  кладёте  ложку фарша  на  сковородку , в середине делаете углубление,  обжариваете  только  с  одной стороны и выкладываете на противень  «сырой»  частью вверх. Затем режете помидоры, сыр,  чеснок,  кладёте  всё  это  в луночки и ставите на несколько минут  в  духовку,  получается настоящая вкуснотища! Кстати, зимой  в  этой  семье  готовят на “дровяной”  печи, может,  оттого и еда получается особенная. Сколько  написал  картин, Александр Иванович не помнит, всю жизнь  проработал  художником, сначала  в мастерской  в Садовом,  а потом  в Косточковке,  хотя  профильного  образования и не имел  (его специальность  по  диплому  связана  со строительством  кораблей). Рисовать А. Чернолихов начал ещё в школе,  на  киноленте изображал маленькие  картинки,  а потом  эти  «фильмы»  крутили  на проекторе. Для местной  церкви он оформил несколько икон, ну  а  его  картины —  постоянные почётные гости на всех косточковских  праздниках. Жаль только,  денег  больших  они  не приносят,  от  безысходности свои работы сельский художник продавал  даже  за  пятьдесят гривен,  ведь  иным путём  заработать на лекарства он не в состоянии. Зимой, когда на улице слякотно и никакой работы нет, чтобы быть  «в  тонусе», Александр Иванович поднимает гантели, а как  только придёт  весна,  снова начнёт  рубить  дрова  и  копать огород. Правда,  делает  он  это несколько  непривычным  для обычного  человека  способом, сидя на коленках на ящике, маленькой  ручной  лопаткой. Почему? Вот уже десять лет, как у него нет ног: из-за сахарного  диабета  перенёс одиннадцать  операций. Но  эта  беда  не  сломила А. Чернолихова. Сначала, конечно,  тяжело было, жить не хотелось, но,  собравшись  с  духом, он научился всему  заново, прямо  как Алексей Маресьев, герой  книги  Бориса Полевого «Повесть  о  настоящем человеке»,   история  которого  стала примером  для  тысяч мужчин, вернувшихся  с  войны  искалеченными, для тех, у кого в бессонные ночи ныли старые раны и болела душа, кто не спился и сумел  противостоять  судьбе. С Александром Ивановичем всегда рядом его супруга — Валентина Мефодиевна  и  внучка Настенька Кушко,  ученица  десятого класса. Девочка помогает  бабушке  по  хозяйству,  ведь Валентина Мефодиевна  тоже инвалид — практически ничего не видит, да и ходит с трудом — спина болит. Желание жить стало тем стимулом, который не дал Александру Чернолихову  пасть  духом, который заставляет его двигаться  вперёд,  преодолевать  все трудности,  сжав  зубы.  «Неизлечимых болезней нет, как нет и безвыходных ситуаций», — считает художник из Косточковки. Будем  надеяться,  что  его история  станет  примером  для  других людей и кому-то обязательно поможет.

ИРИНА ШВАЙКО

"НИЖНЕГОРЬЕ"